Блог Егора Сорокина

Школа стажёров Бюро Горбунова. Отзыв об обучении

Пару недель назад я закончил вторую ступень Школы стажёров Бюро Горбунова. Впечатления от этих семи месяцев обучения такие, что заставили меня сделать первый пост собственного блога. Даже если это будет единственная запись, пусть висит в противовес тем розовым соплям и хвалебным статьям, которыми изобилует интернет. Увидь я собственную статью перед тем, как подавать заявку на обучение, сильно подумал бы, а нужно ли мне это.

Немного предыстории. Пройти обучение в Школе я собирался давно, пуская слюни на красивые обещания на сайте и видя, какие интересные и полезные советы раздают бюрошники. Звёзды сложились нужным образом именно в этом году. Подал заявку уже после окончания набора, выполнил вступительное задание за два вечера, получил соответствующие оценки, и вот я — стажёр шестого потока дизайнеров.

Первая ступень

Ступень самообразования. Состоит из еженедельного набора лекций, необходимой для прочтения литературы и тестов проверки знаний. В понедельник дают материал, дедлайн — в ночь с пятницы на субботу.

Лекции представляют собой не что иное, как нарезку из видеозаписей с курсов преподавателей различного качества (частенько не слышно вопросов из зала, и, соответственно, непонятны ответы лекторов). Сами лекции старые, менять их пока никто не собирается, потому что придётся переделывать тесты. Но если для переговоров или права это некритично, то смотреть курс 2014 года по интерфейсам с шестой IOS в качестве примера для быстро меняющейся области дизайна по меньшей мере странно. Единственный, кто добавил факультативом свежие видео, был Ильяхов.

Горбунов никаких курсов не ведёт, поэтому его инфоблоки по теме представляют собой список ссылок на бюрошные советы.

Совет первый. Для экономии времени лекции удобнее смотреть на скорости х1,5. Youtube позволяет это сделать. Иначе можно уснуть, слушать преподавателей порой нудновато.

Совет второй. Обязательно проглядывайте стенографию лекций, иногда преподаватели добавляют туда дополнительную информацию.

Задание Николая Товеровского «Осьминожка навыков»

Задание Николая Товеровского «Осьминожка навыков»

Тесты

Чтобы описать их, я раз десять переписывал этот абзац. Даже семь месяцев спустя я при воспоминаниях о вечерах, проведенных за ответами на вопросы, закипаю. Если очень коротко, тесты первой ступени — это абсолютный п@*дец. У меня сложилось впечатление, что друг другу тесты бюрошники не показывали и не проверяли их на себе. Больше я ничем не могу объяснить нелогичность ответов там, где логика подразумевается, Тест — это вообще-то объективный метод проверки знаний, не подразумевающий разночтений.

Вариантов ответов бывало и более десяти, оказаться неправильными вполне могли только один или два. Часто вопросы и правильные ответы были очень спорные, основанные лишь на личном мнении преподавателя. Бывало и так, что нигде информации по вопросу найти не удавалось, приходилось угадывать. Работа с тестами больше напоминала лотерею, в которой не всегда удавалось выигрывать.

Cовет. Распечатайте тесты на бумаге сразу в понедельник. В бумажной версии намного проще делать пометки и держать перед глазами вопросы. Ближе к дедлайну просто перенесёте в компьютер.

Но вот что возмутило больше всего, так это отсутствие обратной связи. После того, как получаешь раскрашенный красным результат теста, очевидным желанием становится узнать правильные ответы. Так вот — их не будет. Как я выяснил в процессе учёбы, позиция бюрошников — не давать правильные ответы. Мы узнавали правильные ответы друг у друга. После этого со спорными вопросами писали преподавателям. И тоже не получали ответов. По крайней мере, мне Илья Бирман и Владимир Беляев не отвечали. Артём Горбунов, пусть и туманно, но отвечал. Но с каждым неправильным вопросом писать не будешь, тем более, что толку от этого никакого. Вскоре забил и я.

Понятно, что сделано это не просто так, а чтобы не сливали ответы следующим потокам. Ведь придется снова трудиться и писать новые тесты. И отвечать зачем? Можно ведь просто сказать, что сейчас работайте сами и ищите ошибки, это наша принципиальная позиция. А помощь будет там, на светлой третьей ступени.

В тестах мы находили ошибки, которые бюрошники правили. И если на первом-втором потоке это простительно, то на шестом — это уже отдает раздолбайством со стороны Школы. Бюро переложило свою работу на студентов.

Распечатки моих тестов после первой ступени

Распечатки моих тестов после первой ступени

Практические задания

Помимо тестов, на первой ступени было несколько практических заданий, за которые оценки ставили по принципу «сделал/не сделал». По дисциплине «Интерфейс и информация» рисовали формы, таблицы и графики. По дисциплине «Текст и редактура» писали уже навязшую в зубах с прошлых потоков статью про диджейскую установку и правили тексты в инфостиле.

Как вы уже могли догадаться, обратной связи и на практические работы нет. Выручило то, что Илья Бирман уже до нас проводил разбор работ по просьбам студентов, поэтому сначала я просто делал для себя, а потом смотрел вебинар, чтобы понять, чего хочет преподаватель и как предполагается быть правильно.  Максим Ильяхов регулярно проводит вебинары для студентов, поэтому опять же было куда посмотреть, как писать про диджейскую аппаратуру.

Хотя нет, вру. Для одного из задания по редактуре была проверка работ. Только мы проверяли друг у друга. На секундочку: полные нули проверяли у таких же нулей. И ставили друг другу оценки, идущие в зачёт.

Было действительно интересное задание по дисциплине «Переговоры и отношения» — проведение переговоров. Нас разбили на пары, и мы пытались решить конфликтную ситуацию, записав процесс переговоров на видео. Задание сильно прокачивает. Мы с партнёршей много раз передумывали, репетировали и перезаписывали диалог, прежде чем полностью удовлетворились результатом.

Самое забавное, что проверяли задание снова студенты у студентов. Уму непостижимо. Кто-то валил, кто-то жалел конкурентов, сильные работы проверялись откровенно слабыми студентами — полный бардак. Благо, Илья Синельников значительно откорректировал оценки и даже провёл вебинар с разбором работ. Если я правильно понял, это был первый вебинар к этому заданию, и будет ли подобная блажь у последующих потоков, не знаю.

Ищу и выделяю стоп-слова

Ищу и выделяю стоп-слова

Курсовая работа

В конце первой ступени — курсовая. Нам дали унылый сайт мебельной компании с заданием сделать хорошо. Сделали, получили оценки. И тишина. Никакой критики, никаких рецензий и комментариев. Пришлось снова долбиться в ммм…деканат, что ли. Только тогда Илья Бирман провёл вебинар с выборочным разбором работ. Стало чуть понятнее, как надо было делать. Ну почему вот нельзя это сделать без постоянных просьб?

Моя курсовая работа в конце первой ступени

Моя курсовая работа в конце первой ступени

О рейтинге и сливе ответов

Введя систему рейтинга студентов и манящие бесплатные места, бюрошники создали стимул работать упорнее. Однако вся эта утопия быстренько развалилась прямо на первой ступени, когда стало понятно, что часть стажёров уже имела правильные ответы на тесты и с космической скоростью стала подниматься вверх по рейтинговой таблице, выдавая стабильные 100-процентные результаты неделю за неделей.

Совет. Забудьте про честную конкуренцию. Договаривайтесь, объединяйтесь, выпрашивайте ответы у прошлых потоков. Всё, как в жизни. Бюрошникам глубоко наплевать на рейтинг и читерство, они за ним не следят. Я слишком поздно понял это.

Общее впечатление и выводы

Я закончил первую ступень на десятом месте. К концу первой ступени сформировалось стойкое возмущение по отношению Школы к студентам. Абсолютный пофигизм к учащимся и невозможность понять свои ошибки чертовски выводит из себя, знаете ли.

Сертификат об окончании первой ступени

Сертификат об окончании первой ступени

Вторая ступень

Знатно поколебавшись, я убедил себя, что не могут же в бюро быть окончательными раздолбаями. Надо идти на вторую ступень и прокачиваться. И пошёл.

Вторая ступень представляет собой двухнедельные блоки по различным дисциплинам. Начало в понедельник, дедлайн жёстче — в ночь с четверга на пятницу. В первую неделю рисуем первую итерацию, получаем в следующий понедельник рецензии на работы и делаем вторую итерацию. Причём блоки накладываются друг на друга — еженедельно мы делали вторую итерацию предыдущего блока и первую следующего.

Идиотская система рейтинга, кстати, продолжается и на второй ступени, причём не обнуляется, а как-то пересчитывается и сохраняет позиции и соотношения баллов с первой ступени. Так что при примерно равных силах студентов вырваться вперёд уже нереально, сохраняется примерно одинаковый строй первой десятки лидеров.

Совет. Сразу начинайте работать, не тратьте время попусту. Лучше уже в понедельник иметь грубый набросок работы, который можно доработать во вторник и показать преподавателю. Чем раньше покажете, тем выше вероятность, что вам ответят. В среду-четверг добиться ответа практически нереально.

Принципы вёрстки

Рисовали страницу о себе. На второй ступени, памятуя печальный опыт первой, я решил, что не буду стесняться обращаться к преподавателям. Показал Михаилу Нозику кучу итераций, потому что его дисциплина — одна из ключевых в нашей учёбе, так уж я решил. Михаил отвечал, давал туманные замечания и советы. Но я так и не понял, как нужно правильно.

Совет. Не выпендривайтесь. Не нужно диких шрифтов и сложной вычурной структуры. Михаил оценивал именно правила вёрстки: внутреннего и внешнего, якорных объектов. Слишком легко перемудрить и таким образом испортить себе балл.

  • Первая итерация
  • Вторая итерация
Принципы вёрстки. Страница о себе — первая итерация

Принципы вёрстки. Страница о себе — первая итерация

Принципы вёрстки. Страница о себе — вторая итерация

Принципы вёрстки. Страница о себе — вторая итерация

Переговоры с клиентом. Понимание задачи.

Круто. Вот это было действительно интересно. Илья Синельников выступал в качестве клиента, в формате вебинара мы задавали интересующие нас вопросы, он отвечал согласно придуманной им легенды. После мы писали понимание задачи и предлагали свои решения.

Информационный текст для сайта

Максим предложил нам написать и сверстать текст для поставщика кофе либо для тренажерного зала, опровергая придуманные по легенде слухи и страхи. Задание оказалось чертовски интересным, хотя бы потому, что, во-первых, благодаря большому количеству вебинаров, было понятно, что вообще хочет увидеть преподаватель и на что обращать внимание, а, во-вторых, достойные рецензии по итерациям. Плюс опять же можно было задавать вопросы самому Максиму, он отвечал и советовал.

  • Первая итерация
  • Вторая итерация
Информационный текст для сайта. Первая итерация

Информационный текст для сайта. Первая итерация

Информационный текст для сайта. Вторая итерация

Информационный текст для сайта. Вторая итерация

Вёрстка сложного документа

Необходимо было сверстать большой многостраничный документ договора компании. Задание не новое, кочует из потока в поток. Фактически требовалось тупо перенести стиль вёрстки договора с сайта бюро или любого созданного ими сайта, чтобы получить достойный балл. Ценность задания для меня заключалась в закреплении бюрошных принципов вёрстки простого текста для последующего применения в своих работах.

Совет. Если умеете, лучше сразу верстайте в html. Изменить стили потом гораздо проще и быстрее, чем в Photoshop’е в огромном файле править. Да и всяких плюшек динамических можно добавить.

  • Первая итерация
  • Вторая итерация
Вёрстка сложного документа. Первая итерация

Вёрстка сложного документа. Первая итерация

Вёрстка сложного документа. Вторая итерация

Вёрстка сложного документа. Вторая итерация

Проектирование сайта

Самый спорный блок для меня. Переходящее из потока в поток задание переделать сайт производителя валенок.

Проектирование сайта подразумевает, что мы берем реально существующий сайт и должны его осмыслить и преобразовать так, чтобы он стал лучше, учитывая существующие разделы и структуру.

Но на практике оказалось, что многие студенты упрощали структуру сайта ради красоты и удобства рисования. Исчезали пункты меню, бывшие в оригинальном сайте, но им не была дана альтернатива в новом дизайне. Часто логотип заменялся на текстовый. Появлялись ценники с отсылкой на карточки товаров, которых у клиента нет и не будет.

Понятно, что так удобнее, так получается красивее и проще сделать. Но это не проектирование сайта, а просто создание еще одной промостраницы без учёта реальности.

В реальном проекте придётся обязательно продумать, куда деть существующие пункты меню, а не просто оставить «галоши» и «о нас». В реальности вряд ли клиент разрешит взять и переделать «неудобный логотип» на две строчки текста.

Илья не обращал на это внимание, зато смотрел на качество вёрстки, просил картинок побольше и «продать» ему валенки.

В второй итерации я осознанно сделал «удобнее», сравните изображения. Получилось, разумеется, красивее, и даже оценка Ильи стала выше. Но потерялся смысл задания.

  • Первая итерация
  • Вторая итерация
Проектирование сайта. Первая итерация

Проектирование сайта. Первая итерация

Проектирование сайта. Вторая итерация

Проектирование сайта. Вторая итерация

Вёрстка многоэтажной веб-страницы

Очередное задание на отрисовку сайта. В этот раз мы дорабатывали страницу про кофе, которую делали для Максима Ильяхова. На этом задании стало очевидно, что мнения у бюрошников на дизайн расходятся, а оценивает каждый строго своё. Если Максиму был важен сочный текст и обязательно интересные картинки с подписями, то Михаил снова цеплялся за правила внутреннего и внешнего, карал за цветные плашки на весь экран, не обращая совершенно никакого внимания на смысл текста. Рецензию было порой даже забавно читать. И снова переписка в чате с Михаилом, показанные итерации не открыли мне истину.

  • Первая итерация
  • Вторая итерация
Вёрстка многоэтажного сайта. Первая итерация

Вёрстка многоэтажного сайта. Первая итерация

Вёрстка многоэтажного сайта. Вторая итерация

Вёрстка многоэтажного сайта. Вторая итерация

Составление договоров

Предыдущие потоки составляли абстрактный договор для фотостока. Я попросил Владимира изменить задание и предложить нам составить оферту для самих себя. К моему удивлению, задание изменили. Мы прописали договор-оферту на оказание дизайнерских услуг и внесли необходимые правки по замечаниям Владимира. Так бесполезное задание стало очень даже полезным.

Продающая страница

Снова интересное задание. Продавали барабанные установки. За время учёбы я уже набил руку на страницах «для Ильяхова», поэтому за вечер нарисовал более-менее достойный макет.

Совет. Максим очень придирчив к деталям. Пишете, что размер комнаты 6 м2 — так не ставьте картинку пентхауса. За неверную модель барабанной установки на фотографии и неподписанную картинку студенты получали «внезапную смерть» — 2 балла за работу. Будьте внимательны.

Продающая страница. Вторая итерация

Продающая страница. Вторая итерация

Решение задач

Блок Артёма Горбунова в одну итерацию. Возможность попрактиковаться в применении ТРИЗ. Я, видимо, плохой изобретатель. Мои идеи не зашли, оценки оказались соответствующие. Спойлерить задание не буду, возможно, Артём еще раз даст ту же задачу следующим потокам.

Прокомментирую лишь один момент. При обсуждении в чате результатов работ с Артёмом возник жаркий спор насчёт целесообразности и уместности решений студентов и оценки их преподавателем. Артём оценивает именно способность применить тризовские принципы к задаче, пытаясь привить способность мыслить шире и нешаблонно. Это не значит, что решения, которые ему понравились, применимы в жизни и оптимальны.

Поэтому совет: при выполнении задания не зацикливайтесь на стоимости и неудобстве в реализации в жизни. Фантазируйте без привязки к жизни. Но в то же время помните, что, скорее всего, решение уже придумали до вас. Не мудрите, а поищите в интернете.

Решение задач по ТРИЗ. Одно из решений

Решение задач по ТРИЗ. Одно из решений

Интерфейс мобильного приложения

Рисовали интерфейс приложения по хранению документов. Я прекрасно понимал, что за две итерации дизайнером мобильных приложений никто не станет, поэтому просто решил опробовать в деле пытающийся пропихнуться на рынок Adobe XD. Программу в топку, само задание для меня было просто ради задания.

Совет. Если не имеете опыта в разработке мобильных приложений, возьмите готовые UI Kits интерфейсов, которых полно в сети. Так вы не наделаете нелепых ошибок в макетах типа неверных шрифтов или расположения элементов.

  • Первая итерация
  • Вторая итерация
Интерфейс мобильного приложения. Первая итерация

Интерфейс мобильного приложения. Первая итерация

Интерфейс мобильного приложения. Вторая итерация

Интерфейс мобильного приложения. Вторая итерация

Составление резюме. Собеседование и вопросы

Попрактиковались в написании письма и вопросов вымышленному работодателю. Задание показалось полезным и интересным, хотя мне неактуальное. Илья оценивал восприятие работы, поэтому не лейте «воды», а покажите в письме, чем вы можете быть полезны именно для этого работодателя.

Вывод и рассуждения

Впечатления от второй ступени по сравнению с первой не изменились. Ты делаешь, как умеешь, получаешь краткие замечания, снова делаешь, как умеешь. Получаешь еще краткие замечания. На этом всё. Следующая тема. Тебе остается учиться на том, что получилось. Нам фактически приходилось учиться друг у друга, пытаясь понять, что же так понравилось преподавателю в какой-то работе, которой он поставил пятерку.

В подавляющем большинстве случаев мы оставались с вопросом «так как же правильно-то»? Но ни вебинары, ни общение в телеграме с преподавателями ответа не давало.

Бюрошники не понимают основного. Недостаточно просто сказать, что плохо. Важно показать студенту, как исправить. Этого не было нигде, кроме, пожалуй, у Ильяхова.

Вот пример рецензии, которые давал нам Максим (он выкладывал её у себя на канале Главреда. Не все, конечно, такие замечательные, но все равно на голову выше многих). Тупо брал и показывал, как надо. И его вебинары значили много больше, чем общие рецензии. Редакторы постоянно сравнивали его с каким-то Королём. Понятия не имею, кто это такой, да мне как-то пофиг. Я вижу только пользу, которую человек приносит.

Вообще отдельное спасибо Ильяхову, честно. Никогда бы не подумал, что именно его блоки в учёбе окажутся самыми полезными. Именно благодаря ему я, собственно, значительно улучшил навык управлять вниманием пользователя, интересно верстать(!) страницы, грамотно преподносить информацию, данную заказчиком. Удивительно, но «дизайнерские» дисциплины Школы не повлияли на уровень моих работ ровным счетом никак. А должно было быть наоборот. Я так и не добился ни от Бирмана, ни от Нозика показать «как надо».

UPD: К моменту написания этой статьи Михаил всё-таки провёл вебинар, о котором мы всем потоком долго просили, взяв любую работу на выбор и показав, как её можно улучшить. Познавательно, виден ход мыслей преподавателя, проскакивают дельные советы. Так что следующим потокам повезёт — у них в копилке ещё один вебинар. Этот абзац так и останется в апдейте, а не в основном тексте статьи. Ибо пришлось несколько раз просить, и результат получили уже после окончания второй ступени. А такие вебинары следует делать по каждой дисциплине, а не на усмотрение преподавателей.

Вторую ступень я закончил на 7 месте. На третью ступень не пошёл осознанно, так как за семь месяцев этого цирка наелся до отвала.

Сертификат об окончании второй ступени

Сертификат об окончании второй ступени

Сколько времени уходит на учёбу

На эти семь месяцев пришлось перераспределить приоритеты. Забил на тренировки, остался неотремонтированным за лето балкон. Порой было неудобно перед семьёй, потому что голова забита Школой, становишься рассеянным. Совмещать с работой вполне реально, занимаясь по вечерам.

Процесс учёбы выглядел примерно так. На первой ступени в понедельник-вторник отсматривал все видео и прочитывал все советы и литературу по паре часов вечером, остальные три вечера посвящал убогим тестам.

На второй ступени загрузка зависела от сложности заданий. Написать текст оферты — совсем не то же самое, что нарисовать с нуля сайт про валенки.

Очень упрощённо одна из моих недель на второй ступени выглядит так:

День первый. Рассуждения на тему: кто ж, бл@ть, придумал давать четыре дня на полноценный дизайн сайта с нуля. Написание для себя понимания задачи и полезного действия страницы. Рассматривание работ бюро, чтобы понимать, что хочет видеть Илья Бирман.

День второй. Тупое накидывание в макет всего, что может пригодиться. Картинки, блоки текста. Пока без наведения лоска и красоты. Лишь бы придумать, чтобы всё это барахло нормально лежало.

День третий. Продолжение второго, только тут ты вспоминаешь, что есть еще Николай Товеровский со своим договором и идёшь делать отбивку аббревиатур в макете договора. Потом возвращаешься к валенкам и снова раскладываешь войлок. О чём-то красивом, при работе по три часа в день по ночам, речи быть не может. Поэтому получается белая простыня а-ля «я учился в бюро».

День четвёртый, последний. Все уже настоиграло, но макет уже выглядит сносно. Оборачиваешь в браузер и любуешься. По крайней мере, что-то уже можно положить в папку с результатами. В портфолио такое не положу ни в жизни. Если хватит времени, придумываешь фишечки. Профит. Дедлайн. Ты успел.

Что было плохо

Скажем так: школа для самих бюрошников совершенно не в приоритете. Преподы занимаются своими делами: пишут и продвигают книги, ведут каналы и блоги, выполняют личные побочные проекты. Ну, а в оставшееся время проверяют работы студентов и даже иногда (ого!) проводят вебинары.

Сильно разочаровала абсолютная незаинтересованность большинства преподавателей ключевых дисциплин в работе и процессе обучения, халтурное выполнение своих задач.

После блоков Нозика и Бирмана стало откровенно скучно и неинтересно. Я понял, что надежды вырасти профессионально не оправдались. Надоело выпрашивать советы и вебинары (преподаватели не больно-то охотно идут на это), надоело пытаться сделать то-не-знаю-что.

За время учёбы я периодически слышал от ребят фразу, что мы приходим за знаниями, а не за рейтингом. Чёрт, да я и пришел за знаниями. А что толку, что я сижу и учу себя сам, не получая от преподавателей никакого отклика? Какой смысл в обучении, когда приходишь перенять опыт, а тебе его упорно не дают, вместо этого тыкая носом в то, что плохо у тебя? Я и без того знаю, что плохо.

Я уже восемь лет как дизайнером работаю, из них шесть — чистый фриланс. Поэтому и договариваться с клиентами приходилось, и задания подрядчикам ставить, и работу их контролировать. Я пошёл в Школу, чтобы прокачать своё понимание дизайна, к концу обучения посмотреть на свои работы «до» и ужаснуться, как же я мог делать такое убожество раньше. Но по факту я получил основы переговоров, научился интереснее работать с контентом, а что касается визуального ряда работ и глубины проработки макетов, то так и остался на том же месте.

Наблюдая за прогрессом сокурсников, я отметил ту же тенденцию, что и у себя. Те, кто тупо не имел опыта работы дизайнером, так и не получил его, выдавая результаты новичка. Кто имел — стабильно выдавал то, что умеет без особых скачков.

Что было хорошо

Справедливости ради должен отметить, что есть и хорошие моменты. Парадигма понимания задачи настолько хорошо вбилась в голову, что начинаешь невольно задавать гораздо больше вопросов по каждому новому проекту.

Появился стимул читать. На момент начала обучения я уже прочитал часть рекомендуемой литературы и вообще ежедневно старался читать. Но за эти семь месяцев я просто-таки жил с книгами. Читал утром перед работой, перед сном и в любой удобный момент.

Тусовка студентов на потоке, сформировавшаяся за время обучения, упорно радовала юмором и сарказмом. Ребята колоритные, было весело.

Дисциплины Ильяхова и Синельникова оказались исключительно полезны, по крайней мере, для меня. Каждая лекция была откровением.

Для тех, кто не читал «Типографику» Артёма, ссылки на советы, из которых собственно, и состоит вся книга, будут кстати. Я к моменту учёбы книгу уже прочитал, поэтому просто обновил в памяти информацию.

В конце концов, вы оптом получаете видео всех текущих курсов бюро, пусть и без нормальной практики и обратной связи. Из каждой дисциплины можно вынести полезные знания. Их количество будет зависеть от вашего исходного уровня и желания учиться.

Итого

Адепты появляются у всех, Бюро Горбунова не исключение. Но я так и не получил «бюро головного мозга». До сих пор считаю, что принцип ФФФ не работает в жизни, как следует, а ссылки не всегда нужно подчёркивать. Никогда не напишу ЮЭсЭй Тудэй или Эйрбиэндби, считая это русофильским задротством. Аббревиатуры капителью тоже писать не начну.

Я никоим образом не пытаюсь выставить в плохом свете само Бюро. Я не исключаю, что там трудятся действительно талантливые ребята, у которых есть чему поучиться. Я читал и всем рекомендую прочитать «Типографику» Горбунова, регулярно просматриваю советы — штука очень нужная.

Но Школа — продукт откровенно слабый. Хорошая задумка начисто испорчена человеческим фактором и желанием перевести всё в автоматический режим. Вместо Великой Школы, которая должна была выпускать Дизайнеров, получилось всего понемногу и плохо. Принцип ФФФ не сработал. Функций напихали кучу, а не доработали ни одной. И ничто меня не убедит, что на третьей ступени вдруг всё изменится, снизойдёт благодать, и преподаватели с распростёртыми объятиями будут ждать студентов.

К сожалению, развитие Школы идёт не по пути улучшения, а расширения. На момент окончания мною второй ступени Бюро добавило школу менеджеров. Ещё сотня человек. Жадность — она такая, куда ж без неё.

Жаль, очень хотелось с гордостью показывать сертификат, а по факту на руках лишь медяшка для пускания солнечных зайчиков в глаза клиентам.

Не могу никому навязывать своё мнение, идти или не идти учиться в Школе стажёров. Все уже взрослые мальчики и девочки. Я лишь постарался объективно описать свой опыт. Обязательно найдутся те, кто прочитает мою статью и подумает: «Да ладно, чего он гонит, он же знал, куда идёт, у меня всё будет иначе!» Не будет. Но специально для таких я написал эту статью и дал советы. Я предупредил. Спасибо, доктор, теперь мне легче.

Дабы избежать обвинений в плагиате, формальное пояснение: изображение в шапке статьи я создал на основе главной картинки к Школе стажёров на сайте Бюро.

17.09.2017